kulikova-novikov.narod.ru

Татьяна Анатольевна ТарасоваТарасова Татьяна Анатольевна


Заслуженный тренер СССР (1975)

Заслуженный тренер РСФСР (1972)

Награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени

Орденами Дружбы народов (1984) и "Знак Почета" (1976)


Родилась 13 февраля 1947 года в Москве.

Отец - Тарасов Анатолий Владимирович (1918-1995), выдающийся стратег советской школы хоккея, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук.

Мать - Тарасова Нина Григорьевна, преподаватель физкультуры.

Супруг - Крайнев Владимир Всеволодович, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и международных конкурсов, профессор Ганноверской консерватории.


Сегодня Татьяна Тарасова - знаменита почти так же, как ее отец. Ее называют человеком, одержимым профессией. Она воспитала плеяду олимпийских чемпионов. Ее ученики становились Чемпионами Мира во всех четырех видах фигурного катания. Среди ее воспитанников были Ирина Роднина и Александр Зайцев, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Паша (Оксана) Грищук и Евгений Платов, Илья Кулик, Алексей Ягудин, Саша Коэн (США), Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо (Италия), Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц (Канада), Накако Тсузуки и Ринат Фархутдинов (Япония), Алисса ди Карбоннел и Александр Малков (Белоруссия).

Спорт она полюбила с детства, ходила на тренировки отца, а когда его воспитанники выигрывали на хоккейных чемпионатах, бросалась к экрану телевизора и перецеловывала всех. В 5 лет отец привел ее в фигурное катание: "Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научится". Он воспитывал ее сурово, как мальчишку. "Никогда не забуду, как одно время наша милая и нежная мама по приказу отца каждый день в семь утра и в любую погоду выгоняла нас с сестрой Галей на улицу делать зарядку, - рассказывала как-то Тарасова. - По-моему, папа долго понять не мог, что у него родились две дочки, а не два сына".

Кататься Татьяна начала с Людмилой Пахомовой, впоследствии известной фигуристкой, обладательницей всех мыслимых титулов в фигурном катании. Занимались на Стадионе юных пионеров. Тогда их считали не слишком способными фигуристками, но артистками отменными. Однако отец был категоричен - актрис в семье не было и никогда не будет. По его настоянию Татьяна пошла в Институт физкультуры (1964-1969), хотя мечтала учиться в ГИТИСе на балетмейстерском.

В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова победила на всемирной Универсиаде, но на пороге 19 лет из-за тяжелой травмы она вынуждена была покинуть лед. Тогда, пожалуй, она впервые поняла, что без фигурного катания ей будет очень трудно. В один прекрасный день она поставила в известность отца, что решила стать тренером, и стала работать.

Девушка отважно взялась тренировать мастеров уже достаточно высокого класса. В первой ее группе занимались Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, Сергей Волгушев, а также начинающие Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Отец никогда не хвалил Татьяну. Этого не было принято в семье. Вот и тогда он недоверчиво хмыкнул, причем публично, в печати: сперва-де с новичками ей повозиться бы, набраться опыта. Но Татьяна доказала, что ей по силам эта ответственная работа: в свои двадцать пять она стала Заслуженным тренером России, а в двадцать восемь - Заслуженным тренером СССР, самым молодым в стране. Единственная же оценка труда дочери прозвучала из уст Анатолия Владимировича лишь после победы Климовой и Пономаренко на Олимпиаде-92 в Альбервилле, когда, обращаясь к дочери, он сказал: "Коллега"... А для Тарасовой это была уже шестая Олимпиада (!) и третья золотая олимпийская медаль!

Конечно, отец всегда помогал ей советом. Он любил дарить дочери красивые толстые тетради и требовал, чтобы она вела скрупулезные записи своих планов, рисовала придуманные спортивные упражнения. Однако тетради эти по большей части пустовали, потому что талант его дочери, яркий и щедрый, имеет особое свойство: в нем порыв, а не логика. Она ищет в фигурном катании красоту душевного порыва. И именно отсюда проистекают ее беззаветная смелость и пренебрежение к догмам и канонам.

Полное отсутствие прагматизма придает ей отвагу и дерзость там, где иной мог бы удовольствоваться соображениями осторожного здравого смысла. Когда Роднина и Зайцев попросили ее стать их тренером, она была и очень тронута и очень встревожена. Ее положение было сложным еще и потому, что пришли они от такого крупнейшего специалиста, как Станислав Жук.

Мир привык к тому, что Роднина и Зайцев - фейерверк на льду, темп, сложность, буря и натиск. Во всех странах по их подобию готовят десятки и сотни дуэтов. Логично было бы в работе с ними развивать уже найденные образы. Логично и спокойно. Эксперимент же, поиск чего-то нового был риском, последствия которого неизмеримы - кто из зрителей, влюбленных в этот славный дуэт, простил бы Тарасовой его неудачу?

Но она понимала, что спортсмены пришли к ней не для повторения пройденного. Она знала, что они, взыскательные художники, вошедшие в пору своей спортивной зрелости, сердцем жаждут еще глубже раскрыть себя, свой духовный мир. А для этого нужны новые приемы и краски.

Кроме всего прочего, Тарасова не была бы Тарасовой, если бы не отважилась на риск. Она тотчас предложила этим двоим новое решение короткой программы, основанное не на одних лишь поддержках, прыжках и вращениях, а на том, что каждый шаг и жест ложился на ноту и вместе с музыкой пел. Программа на мелодию, специально написанную композитором Алексеем Мажуковым, вызвала много недовольств и недоумений: к чему, мол, здесь балет? Роднина же потом признавалась, что просто они не справились с тем, что хотела от них Тарасова...

"Самое сложное в фигурном катании, - признается Татьяна Анатольевна, - подбор музыки, эти четыре минуты музыки, которые должны потрясти всех, измучить душу тебе и твоему ученику. Потому что музыка первична, а программа, которую следует откатать, вторична".

Еще одно качество, присущее Тарасовой. Она не может отказаться от кого-либо из воспитанников потому, например, что не видит его спортивной перспективы. Они все для нее не просто спортсмены, они родные ей люди, и она щедро тратит на них свою широкую натуру, о каждом заботясь, за каждого переживая, за каждого борясь. У нее были спады, были ослепительные взлеты, и все оттого, что в работе ее ведет увлеченность замыслом и восхищение личностями исполнителей.

Татьяна Тарасова дважды уходила из большого спорта, и оба раза ее возвращали "к бортику" сами спортсмены. Находили, звонили, просили... Почему-то уже сложившиеся мастера, непонятые или отвергнутые, но по-прежнему мечтающие о больших победах, шли за помощью именно к ней. Так было в 1976 году с Ириной Родниной и Александром Зайцевым, в 1992 году с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, в 1996 году с Ильей Куликом, в 1997 году с Пашей Грищук и Евгением Платовым.

На вопрос, не было ли ей страшно брать "опальных" спортсменов, Татьяна Анатольевна как-то сказала: "Нет. Я знаю, как готовить чемпионов. Есть многие вещи, о которых большинство тренеров даже не подозревают, а главное - в такой подготовке не бывает мелочей. Важно все: как и где тренироваться, подбирать музыку, в чем выходить на старт и даже какие слова говорить спортсмену в тот и иной момент. Но самое главное условие - абсолютная вера друг в друга".

По лицу Татьяны Тарасовой всегда можно видеть, как катаются ее ученики: она то пылает восторгом и нежностью, то невыносимым страданием, на нем то настороженность, то блаженство.

Олимпийские чемпионы с завидным постоянством появляются лишь у нескольких тренеров в мире. Среди избранных - Тамара Москвина, Станислав Жук, Елена Чайковская, Алексей Мишин и, конечно, Татьяна Тарасова. Она девять раз принимала участие в Олимпиадах и семь раз выводила на высшую ступень своих подопечных: дважды - Ирину Роднину и Александра Зайцева (Инсбрук, 1976; Лейк Плэсид, 1980), Наталью Бестемьянову и Андрея Букина (Калгари, 1988), Марину Климову и Сергея Пономаренко (Альбервилль, 1992). В Нагано (1998) ее воспитанникам достались победы в двух из четырех видов программы: Илья Кулик стал чемпионом в одиночном катании, Паша Грищук и Евгений Платов - в танцах. А в 2002 году в Солт-Лейк-Сити на верхнюю ступень Олимпийского пьедестала почета поднялся Алексей Ягудин с блеском откатавший и короткую, и произвольную программы.

Т.А. Тарасова установила рекорд не только по числу собранных ее учениками наград, она смогла в таком консервативном спорте, как фигурное катание (в танцах всего семь элементов), создать свое направление. И по этому пути сейчас идут почти все танцоры планеты.

В середине 1980-х годов Татьяна Тарасова вместе с Еленой Чайковской создали ледовый театр "Все звезды", в труппу которого вошли многие знаменитые и любимые фигуристы. Идею создания театра подсказал Тарасовой ее муж Владимир Крайнев. Театр просуществовал 14 лет. Тарасова выступала в нем сразу в нескольких качествах: была и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За это время артисты объездили почти весь свет, провели сотни концертов в Лондоне, Вашингтоне, Мельбурне, выступали под крышей "Медиссон сквер гарден".

В мире существуют десятки ледовых шоу, балетов, ансамблей, но "Все звезды" отличались от них тем, что только здесь создавались настоящие классические балетные представления: "Ночь на Лысой горе", "Спящая красавица", "Золушка", "Аленький цветочек". В репертуаре были также поставленные Тарасовой серия "Русские на Бродвее", знаменитые бродвейские спектакли: "Вестсайдская история", "Фантом в опере", "Кабаре", "Кордебалет", "Кошки" и др.

Ныне Татьяна Тарасова работает как с российскими, так и с иностранными фигуристами. Среди них - Андрей Грязев (Россия), Сизука Аракава (Япония), Галит Чэйт и Сергей Сахновский (Израиль), Бриан Жубер (Франция), Джонни Вейр (США), Юлия Себестьен (Венгрия) а также многие другие, и разумеется Светлана Куликова и Виталий Новиков.

 

Майя Усова и Евгений ПлатовВ работе со Светланой и Виталием Татьяне Анатольевне помогают Майя Усова и Евгений Платов.

"Я никогда не брошу свою тренерскую работу, ибо счастье, которое ты испытываешь, когда работаешь с учениками, невозможно передать словами".


Среди ее увлечений - кулинария.


/Связаться с администратором сайта/Поставить нашу кнопку/

copyright © 2004 Svetlana Kulikova & Vitali Novikov

Запрещается использовать материалы сайта без разрешения

Hosted by uCoz